Рифленая стальная арматура для строительства бывает разных видов, но наиболее востребованными универсальными марками являются стальная арматура А3 и А500С.
Многие строители, даже обладая большим опытом, считают, что это одно и то же. Действительно, во многих случаях эти марки взаимозаменяемы, однако они изготавливаются по разным ГОСТам и имеют определенные отличия, которые надо иметь в виду во время строительных расчетов и планирования.
Стандарты производства
Стальная арматура А400С (а также близкие к ней варианты А500С и А600С) изготавливаются по ГОСТ Р 52544-2006, СТО АСЧМ 7-93, ТУ 14-1-5254-94 и ТУ 14-1-5580-2009. При этом «официальное» наименование данного вида продукции — металлический прокат арматурный периодического профиля.
У строительной арматуры А3 всего один ГОСТ 5781-82, а называется он просто горячекатаной сталью для армирования ЖБК.
Размеры обоих изделий при этом практически идентичны. Первый вариант выпускается в бухтах, если толщина сечения 6-14 миллиметров, а второй — если 6-12. Оба они хранятся и транспортируются в прутках, если сечение 10-40 миллиметров.
Свойства стали
Важным отличие будет марка и свойства стали, которая идет на изготовлении изделия. Так А3 изготавливают из низколегированных сплавов 35ГС, 25Г2С, а на А400С идет углеродистая сталь. Марка может отличаться, но наиболее широко распространенный вариант — 25Г2С или Ст3.
Кроме того, арматурные прутья А400С дополнительно подвергаются термоупрочнению.
Применение
Арматурные стержни А3 из стали 35ГС нужны для производства железобетона и монолитного строительства гражданских зданий. А вот если используется сталь 25Г2С, то ее особенные физические свойства и повышенная прочность позволяют применять строительную арматуру для армирования бетона ответственных сооружений, например, мостов, столбов, туннелей, фундаментов энерго- и атомных станций. При этом А400С будет более прочной за счет термоупрочнения.
В остальном оба вида строительного арматурного проката имеют схожие характеристики. Высококачественные изделия не должны быть деформированы или искривлены, на них не должно быть глубокой ржавчины, хотя легкие ее следы допускаются стандартами.